Направления и результаты реализации
|
||||||||||
|
Аудиторный фонд
Какие бы передовые методы обучения не использовались в процессе образования, всегда остается некоторая субъективная составляющая, связанная с комфортом обучаемого, с его настроем, расположенностью к обучению, внутренним спокойствием, которая не позволяет ученикам получать знания в полном объеме. Сегодня огромное внимание уделяется таким научным дисциплинам, как эргономика и техническая эстетика, занимающихся изучением человека в производственной среде и проектированием механизмов, изделий и рабочих мест, наиболее удобных для работника, а так же изучением закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна. Создание комфортной и удобной для человека среды, помогающей человеку преодолевать определенные психофизиологические ограничения, является на сегодняшний день необходимым условием достижения максимальной эффективности в любой сфере деятельности человека, включая и образование. Кроме того, бурное развитие компьютерной техники и прочих электронных средств, их активное использование в повседневной жизни привело к изменению форм и методов образования. В процессе обучения все больше и больше используются интерактивные формы; трудные для быстрого воспроизведения, но чрезвычайно наглядные и содержательные зрительные образы, изображения и видеоряд; используются различные формы удаленного общения. Все это приводит к необходимости использования сложного современного оборудования. В соответствии с планом реализации Инновационной образовательной программы (ИОП ПГТУ) «Создание инновационной системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра инновационного развития региона на базе многопрофильного технического университета» в ВУЗе был создан ряд аудиторий, оснащенных современным оборудованием, компьютерной техникой и программным обеспечением. Развитие аудиторного фонда университета происходило в нескольких направлениях: были созданы несколько аудиторий лекторского мастерства, ряд аудиторий для проведения видеоконференций, созданы центр дизайна и аудитория контроля знаний.
Аудитории лекторского мастерства, созданные в ВУЗе в рамках реализации Инновационной образовательной программы, являются аудиториями общего назначения, предназначенными для проведения лекционных и практических занятий, семинаров, открытых уроков, презентаций. На данный момент создано 8 аудиторий лекторского мастерства: аудитория «404 Гл.к.» (ГНФ БНГС); ауд. «407 Гл.к.» (ГНФ); большая аудитория на 108 посадочных мест «427 Гл.к.» (ФПММ); ауд. «439 Гл.к.» (МТФ); ауд. «402 к.А» (ЭТФ); ауд. «316 к.В» (ФПММ ММСП); ауд. «318 к.В» (ФПММ ММСП); ауд. «303 к.Б» (ГНФ РМПИ). В указанных аудиториях силами подрядных организаций выполнен качественный ремонт. В большинстве случаев, закуплена новая мебель: парты, столы, тумбы, трибуны, скамьи и прочее. В аудиториях установлено новое оборудование, приобретены новые учебные доски, проекторы и выдвижные проекционные экраны. Некоторые модели досок позволяют использовать цветные маркеры, применение которых делает отображаемый на доске графический материал более структурированным, наглядным, понятным. Установленные в аудиториях управляемые дистанционно проекторы и проекционные экраны позволяют использовать в процессе обучения заранее подготовленные презентационные материалы, демонстрировать обучающие видеофильмы, применять новейшие методы обучения. Аудитории не снабжены изначально вычислительной и компьютерной техникой, но продуманная электрическая схема аудиторий позволяет использовать в учебном процессе и подключать к проектору любую стороннюю компьютерную технику.
Как видим на приведенных фотографиях, все аудитории имеют опрятный внешний вид, стены окрашены в приятные теплые и спокойные цвета. Установленные пластиковые окна, а в некоторых случаях и системы кондиционирования воздуха, жалюзи, а так же осветительное оборудование, удовлетворяющее санитарным нормам, создают в аудиториях комфортный микроклимат и спокойную рабочую обстановку.
Комфортные, удобные, чистые и светлые аудитории лекторского мастерства, снабженные средствами отображения визуальной информации в виде проекторов и экранов, помимо основного учебного процесса в виде лекционных занятий, практических мероприятий и семинаров, могут быть использованы и при проведении небольших научно-практических конференций, заседаний, совещаний и прочих мероприятий.
Второе направление модернизации аудиторного фонда университета в рамках выполнения Инновационной образовательной программы – создание аудиторий для видеоконференций. Новейшая техника, передовые технологии телекоммуникаций и формы общения стирают границы в современном мире, позволяя не замечать географических ограничений. Существующие возможности предоставляют коммуникационную среду, посредством которой возможно взаимодействие удаленных друг от друга групп людей. Современное образование испытывает острую потребность в передовых формах коммуникации, вместе с этим, на сегодняшний день, наличие не слишком дорого оборудования позволяет решить множество текущих задач. Преподаватель, используя различные коммуникационные возможности, может удаленно, не находясь непосредственно в аудитории, прочитать лекцию. Развитие подобных форм взаимодействия преподавателя и слушателей в идеале может привести к увеличению численности слушателей, каждый из которых, используя коммуникационную среду, может воспринимать материал, находясь в удобном для него месте. То есть внедрение современных форм образования позволяет экстенсивно увеличить аудиторию слушателей, не увеличивая при этом нагрузку на преподавателя. Вместе с этим, внедрение современных коммуникационных возможностей позволяет решить еще многие проблемы, так как подобные формы обучения проводятся без отрыва человека от его основной сферы деятельности. Немаловажно и то, что использование удаленного образования и коммуникационной среды дает возможность ВУЗу приглашать сторонних преподавателей или консультантов для проведения занятий по какой-либо узкоспециализированной тематике. Деятельность ВУЗа не ограничивается одним лишь учебным процессом. Любой современный ВУЗ должен являться открытой системой. Обязательно должно происходить сотрудничество, взаимодействие ВУЗа с другими учебными заведениями, научными институтами, организациями. На сегодняшний день, тесное сотрудничество как различных учебных заведений и организаций внутри страны, так и налаживание дружеских международных контактов является, в некоторой мере, следствием применения современных методов коммуникации. В рамках выполнения Инновационной образовательной программы для реализации возможности использования университетом современных коммуникационных технологий были созданы 4 аудитории для видеоконференций: ауд. «121а Гл.к.» (РЦИ), ауд. «406 к.А» (ЭТФ), ауд. «310 к.Б» (ХТФ), ауд. «401 к.Г» (ФПКП). В этих аудиториях проведен ремонт, закуплена либо новая мебель, либо реставрирована старая, в некоторых аудиториях установлены климатические системы. Установлено оборудование, позволяющее организовывать коммуникационную среду, использовать методы и формы дистанционного и удаленного преподавания, проводить видеоконференции.
Аудитория для видеоконференций № 406 к "А"
Все аудитории для видеоконференций оборудованы специализированным коммуникационным оборудованием, учебными досками, выдвижными проекционными экранами, мультимедийными проекторами и видео-звуковой системой, состоящей из акустической системы и штатно установленной видеокамеры для проведения видеоконференций.
В некоторых аудиториях установлены специализированные учебные доски, позволяющие проводить наглядные занятия, включающие элементы интерактивного взаимодействия.
Аудитория для видеоконференций № 401 к "В"
В наше время существует огромное количество различных программных продуктов, сред, систем, позволяющих автоматизировать тот или иной вид деятельности. В этом случае, задача обработки большого объема однотипной информации ложится на компьютерную технику, оставляя человеку возможность управлять автоматизированным процессом и принимать дальнейшие решения.
Для проведения регулярного тестирования студентов, а так же для осуществления прочих учебно-методических мероприятий в техническом университете в рамках реализации Инновационной образовательной программы в части модернизации аудиторного фонда была создана аудитория контроля знаний (аудитория «127 к.А» (ЭТФ ИТАСС) ). Аудитория, имеющая новое оборудование, в том числе 30 новых компьютеров, объединенных в локальную цепь, полностью готова и активно используется в учебном процессе.
В октябре 2007 года на механико-технологическом факультете ПГТУ введен в строй обновленный Центр дизайна кафедры ДГНГ (ауд. № 413 к.В). Капитальный ремонт и приобретение нового оборудования осуществлены в соответствии с планом реализации Инновационной образовательной программы (ИОП ПГТУ) «Создание инновационной системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра инновационного развития региона на базе многопрофильного технического университета».
Аудитории, модернизированные в рамках реализации Инновационной образовательной программы, на сегодняшний момент уже используются в учебном процессе. Возможности, связанные с новым аудиторным фондом, открывают большие перспективы развития образования и преподавания в Пермском государственном техническом университете, позволяют рассчитывать на повышения качества образования, предоставляют возможность боле активного использования современных форм и методов преподавания, выводят коммуникационные возможности ВУЗа на новый уровень.
|