ПГТУ - Инновационно образовательная программа
Лабораторное оборудованиеМетодическое обеспечениеИнформационные технологииАудиторный фондПовышение квалификацииКонференцииКниги и журналы
назад к списку

 

Методическое обеспечение.
Разработка УМКД, учебников, пособий.

 

Одно из основных направлений развития методического обеспечения ВУЗа – это разработка учебно-методических  комплексов дисциплин.

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – совокупность учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения по каждой дисциплине, разработанных в соответствии с планом мероприятий инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра инновационного развития региона на базе многопрофильного технического университета».

В состав разработанных учебно-методических комплексов дисциплин входят:

  • рабочая программа дисциплины с модульной структурой содержания, компетентностным подходом к содержанию модулей, графиком самостоятельной работы студентов, предусматривающим проведение текущего и итогового контроля освоения обучаемыми учебного материала модулей и дисциплины в целом;
  • расширенная аннотация рабочей программы дисциплины;
  • демонстрационная презентация с кратким концептуальным изложением тематического плана дисциплины, обеспечивающая раскрытие содержания учебного материала;
  • контрольно-измерительные материалы (комплект тестовых заданий) в форме тестов для текущего и итогового контроля  усвоения  обучаемыми учебного материала дисциплины с применением компьютерного тестирования.

Во все разработанные УМКД входят рабочая программа и расширенная аннотация учебной дисциплины, часть УМКД разработана с полным комплектом  компонент, а в части приведены демонстрационные презентации, либо комплект контрольно-измерительных материалов.

 

 

В соответствии с техническим заданием УМКД  и его компоненты, разработанные на основе компетентностного подхода, основывающегося на компетентностной модели специалиста по данному направлению (специальности) и направлены на:

  • реализацию модульной технологии организации образовательного процесса;
  • применение тестовых технологий текущего, промежуточного и итогового контроля;
  • практическую направленность подготовки;
  • эффективную организацию самостоятельной работы студентов;
  • использование кредитной системы (типа ECTS).

В выполнении методической работы приняли участие преподаватели:

  • автодорожного факультета;
  • аэрокосмического факультета;
  • горно-нефтяного факультета;
  • механико-технологического факультета;
  • химико-технологического факультета;

Разработанные УМКД предназначены для дисциплин рабочих учебных планов подготовки:

бакалавров по направлениям:

  • 130400 Горное дело;
  • 150100 Металлургия;
  • 150400 Технологические машины и оборудование ;
  • 280200 Защита окружающей среды;

магистров по направлениям:

  • 150100 Металлургия;
  • 280200 Защита окружающей среды;

инженеров по специальностям:

  • 130304 Геология нефти и газа;
  • 130401 Физические процессы горного или нефтегазового производства;
  • 130403 Маркшейдерское дело;
  • 130404 Подземна разработка месторождений полезных ископаемых;
  • 130503 Разработка нефтяных и газовых месторождений;
  • 130504 Бурение нефтяных и газовых скважин;
  • 150502 Конструирование и производство изделий и  композиционных материалов;
  • 151001 Технология машиностроения;
  • 160301 Авиационные двигатели и энергетические установки;
  • 160302 Ракетные двигатели;
  • 160801 Ракетостроение;
  • 240301 Химическая технология неорганических веществ;
  • 240403 Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов;
  • 240406 Технология химической переработки древесины;
  • 261001 Технология художественной обработки материалов;
  • 280201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.


 

Еще одно основное направление развития методической базы университета – создание различного рода учебно-методических материалов, учебников, пособий, образовательных ресурсов и т.д., как в печатной форме, так и в электронном виде.

В настоящее время проводятся активные мероприятия по изданию новых учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов. В рамках реализации инновационной образовательной программы прошли редакционную и допечатную подготовку около полусотни пособий, издаваемых в печатном виде, по естественно-научным, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также дисциплинам в области техники и технологии. Прошли редакционную подготовку более тридцати пособий, изданных на электронных носителях или размещенных в оболочке «Modus». Общий объем пособий, выполненных на электронных носителях, составил свыше 330 уч.-изд.л., а в печатном виде – 520 уч.-изд. л. С учетом редактирования материалов на электронных носителя эти цифры увеличиваются до 1100 условных печатных листов.

В целом в ходе выполнения мероприятий по разработке учебно-методического обеспечения издано более пятидесяти наименований пособий суммарным тиражом свыше 10000 экз.

Вместе с этим, получила развитие практика применения технологий тестирования текущих и остаточных знаний студентов (разработано более 50 тестов по различным дисциплинам).

На сегодняшний день ВУЗ располагает широкой базой учебно-методического материала различной направленности, представленной в электронном виде в форме:

  • электронных учебников;
  • электронных учебных пособий;
  • электронных лабораторных работ и практикумов;
  • электронных баз данных;
  • электронных тренажеров;
  • конспектов лекций с электронными практикумами;
  • учебно-методических комплексов дисциплин с привлечением электронных образовательных ресурсов
  • учебно-технологических комплексов.

Необходимо отметить те, которые используются в системе дистанционного образования ПГТУ. Отличительная особенность этих ресурсов – адаптация в среде «MODUL», что позволяет существенно повысить качество учебного процесса, учесть особенности каждого студента и, даже в жестких рамках нормативных сроков реализации образовательных программ, предусмотреть индивидуальные траектории обучения. В качестве примера ниже проводятся слайды с некоторыми страничками интерактивных курсов (см. рис. 1-4).

Другой отличительной особенностью электронных ресурсов, например, учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), является их оригинальная содержательная часть. Современные информационные технологии позволяют сосредоточить в этом ресурсе все необходимые элементы обучения, начиная от нормативной базы и кончая набором тестов и контрольных мероприятий. Например, УМКД по дисциплине «Теплотехника» в общей сложности содержит более 600 страниц в эквиваленте традиционного бумажного носителя, не считая анимационных роликов, презентаций и других возможных ресурсов. 

 

 

Ссылки по теме:

 

 


Рис.1. Разнообразие интерактивных курсов

Рис.2. Пример интерактивной панели лабораторного практикума


Рис. 3. Последовательность реализации практикума


 

 
Рис. 4. Представление конечного продукта моделирования