ПГТУ - Инновационно образовательная программа
Лабораторное оборудованиеМетодическое обеспечениеИнформационные технологииАудиторный фондПовышение квалификацииКонференцииКниги и журналы
назад к списку

Создание перечня компетенций
и государственных образовательных стандартов
третьего поколения

 

В рамках реализации инновационной образовательной программы в ПГТУ разрабатываются совместно с работодателями перечень компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников на рынке труда и проекты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения в соответствии с требованиями профессиональных компетенций и отраслевых квалификационных стандартов.

Компетенция выпускника (бакалавра, магистра, специалиста) – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

 

Перечни компетенций выпускников и методические материалы по их подготовке разработаны с учётом мнения основных работодателей Пермского края – потребителей выпускников ПГТУ в соответствии с планом мероприятий инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра инновационного развития региона на базе многопрофильного технического университета".

В состав разработанных документов входят:

  • перечни компетенций выпускников по 12 направлениям/специальностям подготовки;
  • пояснительные записки к перечням компетенций с кратким изложением о материалах подготовки и содержании перечней компетенций;
  • методические материалы по подготовке перечней компетенций;
  • аналитический отчёт но выполнению мероприятия ИОП.

Всего по мероприятию выполнено около двух десятка разработок, в т.ч. 7 методических материалов и 12 перечней компетенций. Перечни компетенций созданы отдельно для выпускников-бакалавров, для выпускников-магистров и для выпускников-специалистов.

В подготовке анкет, аналитического материала, разработке перечней компетенций и выполнении методической работы приняли участие преподаватели:

  • автодорожного факультета;
  • аэрокосмического факультета;
  • горно-нефтяного факультета;
  • механико-технологического факультета;
  • химико-технологического факультета;
  • гуманитарного факультета;
  • работники учебно-методического управления;

Разработанные перечни компетенций предназначены для формирования проектов новых ФГОС 3-го поколения и новых рабочих учебных планов подготовки:

бакалавров по направлениям:

  • 140500 - Энергомашиностроение;
  • 150100 - Металлургия;
  • 280200 - Защита окружающей среды;

магистров по направлениям:

  • 150100 - Металлургия;
  • 280200 - Защита окружающей среды;

инженеров по специальностям:

  • 130401 - Физические процессы горного или нефтегазового производства;
  • 130404 - Подземная разработка месторождений полезных ископаемых;
  • 150100 - Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия;
  • 160302 - Ракетные двигатели;
  • 160801 -Ракетостроение;
  • 240301 - Химическая технология неорганических веществ;
  • 240403 - Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов;
  • 280201 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

В соответствии с техническими заданиями компетенции выпускников разработаны на основе имеющихся макетов проектов ФГОС 3-го поколения и ГОСов по направлениям (специальностям) подготовки и направлены на:

  • последующую разработку проектов ФГОС 3-го поколения по соответствующим направлениям (специальностям) подготовки;
  • практическую направленность подготовки выпускников (бакалавров, магистров, специалистов);
  • эффективную реализацию соглашений Болонского процесса.

На текущий момент в области создания федеальных образовательных стандартов третьего покеоления:

  • разработано техническое задание на проектирование ФГОС по направлениям и специальностям;
  • прошли конкурсный отбор и утверждены проекты ФГОС по 9 направлениям и специальностям;
  • разработан «Порядок разработки ФГОС»;
  • созданы научно-методические рекомендации по формированию дисциплинарной и компетентностной  структур ФГОС;
  • проведен ряд организационно-методических совещаний с исполнителями.

Ссылки по теме: