Методическое обеспечение.
Разработка УМКД, учебников, пособий.
Одно из основных направлений развития методического обеспечения ВУЗа – это разработка учебно-методических комплексов дисциплин.
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – совокупность учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения по каждой дисциплине, разработанных в соответствии с планом мероприятий инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра инновационного развития региона на базе многопрофильного технического университета».
В состав разработанных учебно-методических комплексов дисциплин входят:
Во все разработанные УМКД входят рабочая программа и расширенная аннотация учебной дисциплины, часть УМКД разработана с полным комплектом компонент, а в части приведены демонстрационные презентации, либо комплект контрольно-измерительных материалов.
В соответствии с техническим заданием УМКД и его компоненты, разработанные на основе компетентностного подхода, основывающегося на компетентностной модели специалиста по данному направлению (специальности) и направлены на:
В выполнении методической работы приняли участие преподаватели:
Разработанные УМКД предназначены для дисциплин рабочих учебных планов подготовки:
бакалавров по направлениям:
магистров по направлениям:
инженеров по специальностям:
Еще одно основное направление развития методической базы университета – создание различного рода учебно-методических материалов, учебников, пособий, образовательных ресурсов и т.д., как в печатной форме, так и в электронном виде.
В настоящее время проводятся активные мероприятия по изданию новых учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов. В рамках реализации инновационной образовательной программы прошли редакционную и допечатную подготовку около полусотни пособий, издаваемых в печатном виде, по естественно-научным, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также дисциплинам в области техники и технологии. Прошли редакционную подготовку более тридцати пособий, изданных на электронных носителях или размещенных в оболочке «Modus». Общий объем пособий, выполненных на электронных носителях, составил свыше 330 уч.-изд.л., а в печатном виде – 520 уч.-изд. л. С учетом редактирования материалов на электронных носителя эти цифры увеличиваются до 1100 условных печатных листов.
В целом в ходе выполнения мероприятий по разработке учебно-методического обеспечения издано более пятидесяти наименований пособий суммарным тиражом свыше 10000 экз.
Вместе с этим, получила развитие практика применения технологий тестирования текущих и остаточных знаний студентов (разработано более 50 тестов по различным дисциплинам).
На сегодняшний день ВУЗ располагает широкой базой учебно-методического материала различной направленности, представленной в электронном виде в форме:
Необходимо отметить те, которые используются в системе дистанционного образования ПГТУ. Отличительная особенность этих ресурсов – адаптация в среде «MODUL», что позволяет существенно повысить качество учебного процесса, учесть особенности каждого студента и, даже в жестких рамках нормативных сроков реализации образовательных программ, предусмотреть индивидуальные траектории обучения. В качестве примера ниже проводятся слайды с некоторыми страничками интерактивных курсов (см. рис. 1-4).
Другой отличительной особенностью электронных ресурсов, например, учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), является их оригинальная содержательная часть. Современные информационные технологии позволяют сосредоточить в этом ресурсе все необходимые элементы обучения, начиная от нормативной базы и кончая набором тестов и контрольных мероприятий. Например, УМКД по дисциплине «Теплотехника» в общей сложности содержит более 600 страниц в эквиваленте традиционного бумажного носителя, не считая анимационных роликов, презентаций и других возможных ресурсов.
Ссылки по теме:
Рис. 3. Последовательность реализации практикума
Рис. 4. Представление конечного продукта моделирования