ПГТУ - Инновационно образовательная программа
Общая информацияНормативные документыЛогистика программы
назад к списку


2.3. Формы и результаты реализации инновационной образовательной программы (мероприятия, запланированные в рамках реализации инновационной образовательной программы):

  • Создание системы Научно-образовательных комплексов (НОК) по передовым направлениям и технологиям, обеспечивающим прорывное развитие экономики региона:
    • НОК «Газотурбинные технологии»,
    • НОК «Наукоемкие технологии переработки нефти и газа»,
    • НОК «Технологии комплексного освоения минерально-сырьевых ресурсов»,
    • НОК «Наноструктурные материалы и продукты».
  • Формирование системы гибкого реагирования на кадровые запросы региональной промышленности, науки, бизнеса. Разработка совместно с работодателями перечня компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность специалистов на рынке труда.
  • Создание в Университете совместно с ведущими предприятиями Пермского края системы учебно-лабораторных, учебно-демонстрационных центров, предназначенных для проведения научно-инженерного практикума студентов и повышения квалификации специалистов ведущих отраслей.
  • Внедрение в образовательный процесс мультимедийных технологий проведения лекций и практических занятий с разработкой методических материалов.
  • Разработка системы управления учебным процессом на основе контроля знаний студентов путем регулярного тестирования с использованием информационных технологий. Создание комплекса специализированных аудиторий, оснащенных системой контроля знаний.
  • Разработка концепции и апробация пилотных вариантов принципиально новых учебно-методических материалов, основанных на совместном использовании электронных учебных пособий и комплектов специализированного оборудования, образующих учебно-технологические комплексы (УТК), способствующие активизации как очного, так и дистанционного образования.
  • Создание широкой номенклатуры УТК по ключевым направлениям подготовки, построенных по модульному, наращиваемому принципу и пригодных для использования в школах, специализированных колледжах (базовый вариант), при обучении бакалавров (профессиональный вариант) и для проведения исследований (подготовка магистров).
  • Расширение использования телекоммуникационных средств для дистанционного обучения студентов с привлечением специалистов из других ВУЗов, в т.ч. зарубежных.
  • Создание лабораторий удаленного доступа, формирование базы автоматизированных лабораторных практикумов. Расширение дистанционного обучения с использованием корпоративного портала и проведением занятий и контрольных мероприятий в режиме реального времени.
  • Расширение использования активных методов обучения, разработка и внедрение в учебный процесс новых программных средств и лабораторных практикумов. Повышение квалификации преподавателей, использующих активные методы обучения в учебном процессе.
  • Сокращение часов аудиторных занятий за счет внедрения новых методов организации самостоятельной работы студентов в режиме активного использования УТК, электронных учебников, обучающих и контролирующих программ. Подготовка специализированных аудиторий и лабораторий.
  • Создание и развитие электронной библиотеки с целью обеспечения доступа студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников ПГТУ к мировым информационным ресурсам.
  • Создание оснащенных современным оборудованием межкафедральных учебно-научных лабораторий, позволяющих организовать междисциплинарные связи и повысить качество образования.
  • Разработка информационной системы университета, обеспечивающей автоматизацию основных процессов управления учебным процессом и научными исследованиями.
  • Создание центра системного проектирования, производства и тиражирования электронных учебно-методических материалов.
  • Создание новых аудиторий лекторского мастерства, оснащенных современными аппаратно-программными аудиовизуальными средствами представления учебного материала.

Инновационные мероприятия в рамках создания Научно-образовательных комплексов.
1. Формирование прямых связей с промышленными предприятиями и научными учреждениями для гибкого реагирования на кадровые запросы
Газотурбинные технологии Создание на базе ПГТУ научно-образовательного и инновационно-производственного комплекса с участием «Газпром», «НПО Искра», Управляющей компании «Пермский моторостроительный комплекс», корпорацией «AMD» с целью реализации новых образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки инженерных, научных и управленческих кадров, широкомасштабных научно-исследовательских и инновационных научно-производственных проектов в области создания новых перспективных газоперекачивающих систем и газотурбинных электростанций для обеспечения комплексного решения задач энергетической безопасности региона и государства и создания высокопроизводительных и экономичных технологий транспортировки природного газа (2007 г.)
Наукоемкие технологии переработки нефти и газа Формирование многоуровневой иерархической системы взаимодействия ПГТУ с компаниями «ЛУКОЙЛ», «ГАЗПРОМ», «СИБУР» и их дочерними российскими и зарубежными предприятиями с целью подготовки и переподготовки дипломированных специалистов в области нефтегазопереработки и нефтехимии, обладающих современными компетенциями для решения научно-технических, организационно-экономических и управленческих задач и разработки наукоемких технологий глубокой переработки нефтегазового углеводородного сырья и получения новых продуктов химических производств (2007 год).
Комплексное освоение территориально-совмещенных месторождений руд и нефти Формирование на базе ПГТУ интегрированного научно-образовательного и инновационно- производственного комплекса по проблемам разработки территориально-совмещенных месторождений калийно-магниевых солей и нефти с участием научных организаций (Горный институт ПНЦ УрО РАН, Институт галлургии, ПермНИПИнефть), горно- и нефте-добывающих предприятий «Уралкалий», «Сильвинит», «Лукойл-Пермь» и субъектов инновационной деятельности «Недра», «Прогноз» (2007 год).
Наноструктурные материалы и продукты Создание научно-образовательного внедренческого комплекса конструкторско-материаловедческого профиля и управляющего совета комплекса, включающего секции главных технологов, главных конструкторов, главных металлургов, главных инженеров с участием главных специалистов предприятий «Мотовилихинские заводы», «Пермский моторный завод», НПО «Химия и экология», «Нытвенский металлургический завод» и других (2007 год).
2. Создание с ведущими предприятиями Пермского края научно-образовательных и производственно-внедренческих структур
Газотурбинные технологии Создание в структуре университета «Института авиационного двигателестроения и газотурбинных технологий» для координации научно-образовательной и инновационной деятельности с предприятиями Пермского моторостроительного комплекса и «Института фундаментальных исследований» с целью координации деятельности с научными учреждениями УрО РАН (2008 год). Развитие Центра повышения квалификации специалистов предприятий аэрокосмической и оборонной отраслей «Арсенал», «Регионального центра технической компетенции AMD-ПГТУ », авторизованного учебного центра «SolidWorks», Регионального межотраслевого центра научно-технических экспертиз РМЦНТЭиЭИ, лаборатории неразрушающего контроля и технической диагностики НИЛ НК «ВАКиД» (2008 год).
Наукоемкие технологии переработки нефти и газа Создание российского образовательного центра многопрофильной целевой подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов для предприятий нефтегазового комплекса с привлечением ведущих (в том числе зарубежных) специалистов компании «ЛУКОЙЛ», а также технических университетов Вены и Граца (Австрия), Университетов Анхальта (Германия) и Дебрецена (Венгрия), Свободного Университета Амстердама (Нидерланды). Создание на базе ПГТУ инновационного биолесохимического комплекса и опытно-лабораторного комплекса для научного, технологического и кадрового обеспечения получения биотоплива из целлюлозосодержащего сырья (2008 год).
Комплексное освоение территориально-совмещенных месторождений руд и нефти Создание инновационного научно-образовательного комплекса подготовки и переподготовки специалистов нефтяного и горного профилей для условий разработки территориально-совмещенных залежей калийных руд и нефти совместно с «Уралкалием», «Сильвинитом», «Лукойл-Пермь». Организация в Институте калия ПГТУ совместно с Горным институтом ПНЦ УрО РАН регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров горнодобывающих предприятий Приволжского федерального округа (2008 год).
Наноструктурные материалы и продукты Создание центра коллективного пользования «Индустрия наноматериалов», оснащенного современным научным и технологическим оборудованием и приборами, на паритетных условиях с Институтом технической химии и Институтом механики сплошных сред Пермского научного центра УрО РАН. Привлечение студентов и магистров на курсах специализации к выполнению НИР и инновационных проектов по совместным программам с ведущими научными учреждениями УрО РАН и промышленными предприятиями Пермского края «Новомет», «Биомед», «Морион», «Протон-ПМ» (2008 год).
3. Разработка учебно-технологических комплексов (УТК) – принципиально новых учебно-методических материалов, основанных на совместном использовании электронных учебных пособий и комплектов специализированного оборудования
Газотурбинные технологии Разработка новых учебно-технологических комплексов для реализации образовательных программ, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией наземных газоперекачивающих агрегатов и энергоустановок (2007 год). Создание новых электронных образовательных ресурсов для изучения физических процессов на основе компьютерного моделирования с использованием современных интегрированных сред: ANSYS, FLUENT, SolidWorks, 3D Studio Max (2008 год).
Наукоемкие технологии переработки нефти и газа Разработка принципиально новых учебно-технологических комплексов для дисциплин специальностей 240403 «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», 240901«Биотехнология», 28020 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» с учетом передового опыта ведущих российских и европейских университетов (2007 год). Разработка электронных образовательных ресурсов на русском и английском языке и создание условий для экспорта образовательных услуг по программам подготовки бакалавров и магистров (2008 год).
Комплексное освоение территориально-совмещенных месторождений руд и нефти Разработка учебно-технологических комплексов для изучения структуры и свойств горных пород при техногенных воздействиях в условиях совместной разработки калийно-магниевых солей и нефтяных залежей (2007 год). Создание новых электронных образовательных ресурсов и специализированных лабораторий для изучения и исследования физических процессов горных и нефтегазовых производств (2008 год).
Наноструктурные материалы и продукты Создание научно-исследовательских лабораторий для изучения свойств наноматериалов с широким диапазоном варьирования структуры (от нанопор до нанофаз) и опытно-производственных линий для получения наноструктурных материалов и продуктов (2007 год). Оснащение телекоммуникационными средствами обучения аудиторных и лабораторных помещений площадью 400 кв.м. (2008 год)
4. Внедрение новых методов организации самостоятельной работы студентов в режиме активного использования УТК, электронных учебников, обучающих и контролирующих программ. Подготовка специализированных аудиторий и лабораторий
Газотурбинные технологии Разработка организационных и методологических основ индивидуализации обучения студентов и аспирантов (2007 год). Внедрение в учебный процесс автоматизированных систем контроля знаний и навыков (2007 год). Подготовка специализированных аудиторий, оснащенных лабораторно-экспериментальным оборудованием, макетами реальных устройств и технологического оборудования, вычислительной техникой и телекоммуникационными средствами:
  • Лабораторный центр «Наземные газоперекачивающие агрегаты и энергоустановки»
  • Лабораторный центр «Промышленная безопасность и чрезвычайные ситуации на объектах транспортировки и переработки нефти и газа»
  • Лаборатория «Механические испытания и микроструктурные исследования»
  • Проектно-исследовательская учебная лаборатория современных информационных технологий проектирования (2008 год).
Наукоемкие технологии переработки нефти и газа Создание универсальных лабораторий и учебно-технологических комплексов на их основе для реализации новых магистерских программ «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» и «Экологический ресурсный менеджмент» (2007 год). Разработка системы организации самостоятельной работы студентов в режиме активного использования учебно-технологических комплексов, электронных учебников, обучающих и контролирующих программных средств и апробация эффективности этой системы на примере дисциплин «Промышленная экология», «Техника защиты окружающей среды», «Экологический менеджмент» (2008 год).
Комплексное освоение территориально-совмещенных месторождений руд и нефти Внедрение в учебный процесс геоинформационных систем и специализированных программных продуктов, автоматизированных систем самоконтроля знаний и умений (2007 год). Подготовка новых лабораторий «Физика горных пород», «Геомеханика», «Экология горного производства», трех специализированных аудиторий, оснащенных мультимедийным презентационным оборудованием (2008 год).
Наноструктурные материалы и продукты Создание и внедрение системы мониторинга качества обучения студентов, аспирантов и слушателей системы дополнительного профессионального образования по образовательным программам материаловедения и машиностроения (2007 год). Подготовка новых лабораторий «Технологические методы получения наноматериалов», «Наноэлектроника», «Нанотехнологический менеджмент» (2008 год).
5. Подготовка учебных курсов для дистанционного обучения
Газотурбинные технологии Подготовка электронных учебно-методических и контрольных материалов по дисциплинам: «Наземные газоперекачивающие агрегаты и энергоустановки», «Проектирование, конструирование и опытная отработка ГПА», «ГТУ и лопаточные машины», «Системы автоматизированного проектирования и инженерного анализа», «Ресурс и надежность элементов конструкций», «Системы прочностного анализа безопасности агрегатов и конструкций», «Конструирование и производство элементов энергетических установок из композиционных материалов» (2007 год).
Наукоемкие технологии переработки нефти и газа Разработка электронных учебно-методических материалов и тестов для контроля знаний и умений по дисциплинам «Химизация процессов переработки нефти», «Методы минимизации негативного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду», «Анализ материальных и энергетических потоков» (2007 год). Организация и проведение дистанционных обучающих семинаров по направлению «Экологический ресурсный менеджмент» в режиме видеоконференций с ведущими российскими и европейскими университетами (2008 год).
Комплексное освоение территориально-совмещенных месторождений руд и нефти Разработка рабочих программ, электронных образовательных ресурсов и виртуальных лабораторных практикумов по новым дисциплинам «Геофизические методы и приборы контроля состояния массива горных пород», «Геоэкологические основы нефтедобычи на территориально-совмещенных месторождениях руд и нефти» (2008 год).
Наноструктурные материалы и продукты Разработка и внедрение в образовательную практику электронной энциклопедии и учебника «Наноматериалы и нанотехнологии» (2008 год). Создание интерфейса и портов сопряжения электронных образовательных ресурсов и лабораторного испытательного и технологического оборудования (2007 год).
6. Создание лабораторий удаленного доступа, формирование базы автоматизированных лабораторных практикумов
Газотурбинные технологии Создание лабораторий удаленного доступа: «Наземные газоперекачивающие агрегаты и энергоустановки», «Тепловые процессы в газоперекачивающих агрегатах», «Акустические характеристики звукопоглощающих устройств и материалов». Разработка автоматизированных лабораторных практикумов по изучению режимов работы и эффективности систем газодинамических энергетических установок (2007 год). Создание справочного руководства «Элементы и системы газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций» (2008 год).
Наукоемкие технологии переработки нефти и газа Создание лабораторий удаленного доступа «Моделирование физико-химических и термодинамических процессов» на основе программных продуктов ChemCad (2007 год). Организация On-line семинаров и конференций с участием студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава европейских вузов-партнеров (2008 год).
Комплексное освоение территориально-совмещенных месторождений руд и нефти Создание и внедрение в учебный процесс, исследования и разработки автоматизированных систем мониторинга осадки земной поверхности в зоне разработки месторождений, экологического контроля, прогнозирования запасов рудных и нефтегазовых месторождений (2007 год). Построение баз данных, структурных моделей горных массивов, трехмерных геологических и гидрогеологических моделей месторождений минерально-сырьевых ресурсов (2008 год).
Наноструктурные материалы и продукты Создание лабораторий удаленного доступа «Основы квантовой химии», «Структура и свойства наноматериалов и продуктов» (2008 год).
7. Использование активных методов обучения, разработка и внедрение в учебный процесс новых программных средств и лабораторных практикумов
Газотурбинные технологии Оснащение специализированных аудиторий лабораторным и мультимедийным оборудованием, вычислительной техникой, системным и прикладным программным обеспечением (системами геометрического моделирования Unigraphics NX2, MS Share Point Server, Autocad, Kompas, SoldWorks; прочностных и газодинамических расчетов -CosmosWorks; FloWorks; AnSYS; технологической подготовки производства – CamWorks, «Интермех») (2007 год). Создание электронных учебников, автоматизированных электронных систем контроля знаний. Широкое внедрение в учебный процесс технологий компьютерного моделирования на базе современных интегрированных сред, совершенствование учебно-исследовательской лабораторной базы (2008 год).
Наукоемкие технологии переработки нефти и газа Разработка и апробация в рамках межкафедрального вузовско-производственного комплекса «Химические технологии и биотехнологии» системы активного обучения на основе групповых методов, ролевых и ситуационных игр, стратегии мозгового штурма, дискуссионных форм организации учебных занятий, модульной системы обучения и дистанционных образовательных технологий (2007 год).
Комплексное освоение территориально-совмещенных месторождений руд и нефти Использование в учебном процессе современных имитаторов и тренажеров для закрепления умений и навыков (2007 год). Разработка и внедрение в учебный процесс нового программного комплекса для трехмерного геолого-гидродинамического моделирования и лабораторных практикумов по дисциплинам вновь открываемых магистерских программ «Геология, поиски и разведка нефти и газа» и «Подземная разработка полезных ископаемых», специализаций «Комбинированная разработка пластовых месторождений» и «Нефтепромысловая геология» (2008 год).
Наноструктурные материалы и продукты Оснащение лекционных аудиторий оборудованием на основе мультимедиа технологий и внедрение в учебный процесс специализированных программных продуктов, создание электронных учебников и других электронных методических материалов, а также автоматизированных электронных систем удаленного контроля знаний и умений по дисциплинам (2007 год). Внедрение программных средств для математического моделирования процессов в наноматериалах и продуктах при технологических и эксплуатационных воздействиях и программных комплексов (в том числе, на основе CAE систем) для оценки работоспособности и ресурса изделий и конструкций из материалов с заданными свойствами (2008 год).