ПГТУ - Инновационно образовательная программа
Общая информацияНормативные документыЛогистика программы
назад к списку


1. Общая характеристика вуза.
1.1. Характеристика миссии, стратегии и программ развития ПГТУ.

Пермский государственный технический университет (ПГТУ) - один из ведущих и крупнейших технических вузов России, обеспечивающий подготовку и переподготовку управленческих, инженерных и научных кадров для всех отраслей экономики Уральского региона, включая металлургию, машиностроение, средства связи и телекоммуникаций, добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов, строительство, энергетику, транспорт и т. д.

ПГТУ является правопреемником и продолжателем традиций Пермского горного института, организованного в 1953 году, и Пермского политехнического института, образованного в 1960 году в результате объединения ПГИ с Вечерним машиностроительным институтом, техническим факультетом Пермского государственного университета и учебно-консультационным пунктом Северо-Западного политехнического института. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.

Сегодня университет - многопрофильное высшее учебное заведение, реализующий образовательные программы по широкому спектру технических, технологических, естественнонаучных, экономико-управленческихи социально-гуманитарных специальностей и направлений высшего, послевузовскогои дополнительного профессионального образования.

В настоящее время в вузе обучается 28 тысяч студентов, 600 аспирантов и докторантов. Качество учебного процесса обеспечено высоким потенциалом профессорско-преподавательского состава, в котором более 1500 преподавателей (средний возраст – 47 лет), из них 80 лауреатов государственных премий в области образования, науки и техники, 2 академика и 4 члена-корреспондента Российской академии наук, 230 профессоров, докторов наук, более 700 доцентов, кандидатов наук. За последние пять лет преподавательский состав значительно пополнился молодыми преподавателями в возрасте до 35 лет, среди штатных преподавателей их количество составляет 384 человека, в том числе 77 кандидатов наук.

Динамичная экономическая ситуация в мире и регионе, новые вызовы и требования, выдвигаемые быстроразвивающейся экономикой региона и высокотехнологическими производствами обусловили новое наполнение миссии университета:
  • совершенствовать свою деятельность на основе единства образовательного, научного и инновационного процессов и опережающего развития содержания обучения по отношению к практике профессиональной деятельности;
  • активно участвовать в формировании глобального образовательного и исследовательского пространства, способствовать успехам своих выпускников в конкурентной среде;
  • осуществлять подготовку нового поколения специалистов, формируя прогрессивное мировоззрение, общечеловеческие и профессиональные компетенции, позволяющие выпускникам адаптироваться в социокультурную жизнь России и стран мирового сообщества.
На основе выработанной стратегии развития до 2010 года (приложение 1 к заявке) ПГТУ позиционирует себя как:
  • университет, непрерывно развивающий программы образовательной и научно-исследовательской деятельности;
  • университет, использующий современные методы управления;
  • университет, имеющий эффективную систему взаимодействия с бизнесом.
Основными приоритетами стратегического развития университета на период до 2010 годы являются:
  • развитие университета как высшего учебного заведения исследовательского и инновационного типа, обеспечивающего обновление содержания учебного процесса и устойчивое развитие университета;
  • обеспечение воспроизводства интеллектуального потенциала, генерация и трансформация новых знаний;
  • формирование университета как центра инновационного развития территории;
  • углубленная интеграция с научными учреждениями Российской академии наук, а также отраслевыми научными и проектными институтами, крупными научно-производственными объединениями;
  • повышение конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг и выпускников вуза на рынке труда;
  • совершенствование внутривузовских механизмов управления, обеспечивающих способность быстрой адаптации вуза к изменяющимся внешним условиям;
  • повышение инвестиционной привлекательности университета на основе эффективного и взаимовыгодного взаимодействия с бизнес-сообществом, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления.
Стратегические цели

Главная цель университета – создание системы подготовки и развития востребованных профессиональных ресурсов региона и отраслей на основе разрабатываемых совместно с бизнесом и промышленностью профессиональных стандартов, удовлетворяющих не только текущие запросы, но и обеспечивающие перспективные направления развития общества, определяемых национальными программами, региональными проектами инновационного технологического развития.

Основные цели определены следующим образом:
  • разработка и внедрение прогрессивных форм организации образовательной деятельности, новых образовательных технологий и активных методов обучения;
  • развитие системы непрерывного многоуровневого высшего и послевузовского профессионального образования;
  • создание сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
  • развитие инжиниринговой и консалтинговой деятельности, сферы научно-технических и информационных услуг университета;
  • поддержка ведущих научных школ;
  • формирование кадрового потенциала как важнейший фактор успешного развития университета;
  • интеграция университета в мировое и европейское образовательное и научное пространство;
  • разработка современных методических материалов и совершенствование библиотечно-информационных ресурсов;
  • создание высокопродуктивной информационной среды и внедрение информационно-коммуникативных технологий во все сферы деятельности;
  • инновационная деятельность, управление крупномасштабными инновационными проектами и технологиями.

Новые образовательные программы университета будут строиться по принципу модульности и компетентностного подхода. В основе создаваемой инновационной системы формирования профессиональных компетенций выпускников ПГТУ находятся отраслевые квалификационные стандарты профессиональных компетенций, в разработке которых университет участвует и будет участвовать в тесном сотрудничестве с отраслевыми организациями работодателей и профсоюзов, а также с другими заинтересованными сторонами.

Создание сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок обеспечит расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособных на российском и мировом рынке.

Развитие инжиниринговой и консалтинговой деятельности, сферы научно-технических и информационных услуг университета будет осуществляться путем расширения перечня конкурентоспособных научно-технических услуг, увеличения внебюджетного финансирования и создания условий для расширенного воспроизводства научно-технического сектора университета в целом.

Расширится научно-технического сотрудничество со стратегическим партнером университета – ОАО «НК ЛУКОЙЛ». Планируется увеличение объемов работ и услуг по заказу различных дочерних предприятий ОАО «НК ЛУКОЙЛ»: ОАО «ЛУКОЙЛ–Пермь», ООО «ЛУКОЙЛ–Западная Сибирь», ООО «ЛУКОЙЛ–Нижневолжскнефть», ООО «ЛУКОЙЛ–Пермнефтеоргсинтез» и др. Актуальным является формирование долгосрочных комплексных научно-технических программ на основе имеющихся договоров и соглашений о сотрудничестве с другими «якорными» партнерами – крупными промышленными предприятиями региона: ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит», ОАО «Пермэнерго», ОАО «Лысьвенский металлургический завод», Федеральное казенное предприятие «Пермский пороховой завод», ОАО «Привод», ОАО «Метафракс» и др.

В сфере деятельности кафедр горно-нефтяного и химико-технологического факультета получат дальнейшее развитие и тиражирование инжиниринговые и консалтинговые услуги для ведущих предприятий нефтегазодобывающего комплекса России: ООО «Уренгойгазпром», ООО «Астраханьгазпром», ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Арктическая газовая компания» и др.

Для факультетов и кафедр машиностроительного профиля важным направлением будет выполнение наукоемких исследований и оказание научно-технических и информационных услуг по заказу ведущих предприятий машиностроительного комплекса Перми и Пермского края: ОАО «НПО «ИСКРА», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «ПРОТОН», ОАО «Мотовилихинские заводы» и др.

Главным итогом развития сферы инжиниринговой и консалтинговой деятельности, научно-технических и информационных услуг университета будет являться позиционирование Пермского государственного технического университета как инновационного центра, обеспечивающего расширенное взаимодействие сектора фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок с промышленным сектором Приволжского федерального округа, с учетом перспективы встраивания его в систему глобальной экономики.

Основными ожидаемыми результатами и целевыми индикаторами реализации стратегии поддержки ведущих научных школ и научных коллективов университета будут являться создание и развития «технологических коридоров» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, расширенное воспроизводство научных знаний и устойчивый рост бюджетных и внебюджетных средств, привлекаемых для развития научно-технического сектора университета.

Принципиальным условием реализации стратегических задач университета является его кадровое развитие. Оно будет проводиться по следующим основным направлениям:
  • разработка и введение в действие внутривузовской целевой программы «Преподавательские кадры», закрепление молодых преподавательских кадров в результате комплекса мероприятий, связанных с улучшением их жилищных условий и материального положения,
  • обновление профессорско-преподавательского состава за счет привлечения лучших кадров, в первую очередь за счет новой программы подготовки докторов и кандидатов наук и введения контрактной системы обучения в аспирантуре с последующим направлением выпускников на преподавательскую работу в ПГТУ,
  • непрерывное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников, включающее обучение на курсах повышения квалификации, участие в конференциях, стажировки в России и за рубежом,

Главная задача в международном сотрудничестве на период до 2010г. – развитие международной академической мобильности и кооперации научных школ, реализация совместных образовательных, научных и инновационных проектов с привлечением финансовых средств международных программ и фондов и зарубежных инвесторов. В период до 2010 года запланировано подписание новых международных соглашений с целью построения многофункциональных информационно-аналитических международных мостов в сфере бизнеса и экономики, международного трансфера технологий.

В период до 2010 г. должно существенно активизироваться обучение иностранных граждан, в том числе по договорам с зарубежными университетами и организациями.

Дальнейшее развитие получит уникальная программа «Двойной диплом» по целому ряду новых направлений и специальностей, произойдет подключение к этой программе большего числа факультетов.

Предстоит продолжить формирование международных проектов в формате «страна-регион» и «регион-регион» (Болгария, Варненский регион; Чехия, Южно-Моравский регион и др.)

Пермский край стал экспериментальной площадкой реализации проекта территории инновационного развития в Приволжском федеральном округе. Соглашением с администрацией Пермского края Пермский государственный технический университет позиционирован как координатор этого направления и является центром формирования территории инновационного развития в Пермском крае.

На базе университетского инновационного научно-образовательного комплекса сформирована региональная информационно-аналитическая сеть инновационной деятельности, создан региональный инновационный научно-образовательный центр для координации и разработки организационных технологий формирования инфраструктуры инновационной деятельности в Пермском крае, подготовки и переподготовки кадров по инновационной деятельности.

В 2006 году Администрацией Пермского края был организован и проведен открытый конкурс на выполнение проекта "Разработка концепции, стратегии развития и технико-экономического обоснования создания технико-внедренческого парка в г. Перми", победителем которого был признан Пермский государственный технический университет. В рамках реализации данного проекта университет должен разработать принципы и инструменты формирования инновационной инфраструктуры, являющейся важнейшим фактором роста промышленного потенциала региона.

Структура подготовки специалистов в соответствии с лицензией ПГТУ включает в себя 85 специальностей, 28 направлений бакалавриата, 19 направлений магистратуры, 49 научных специальностей аспирантуры и 22 научных специальности докторантуры. В свидетельство о государственной аккредитации университета приложение 2 к заявке) включены 67 специальностей высшего профессионального образования, 21 направление бакалавриата, 10 направлений магистратуры. Университет ведет подготовку специалистов по 22 группам из 28 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки Перечня Минобразования РФ, в том числе по 14 группам реализуется программы многоуровнего непрерывного образования «бакалавриат – магистратура (специалитет) – аспирантура – докторантура»

В последние 3 года университет лицензировал и открыл 20 специальностей, 2 направления бакалавриата и 11 направлений магистратуры. При реализации заявляемой инновационной образовательной программы будут лицензированы и открыты 5 новых специальностей и около 10 новых специализаций образовательных программ подготовки дипломированных специалистов, а также 4 научные специальности аспирантуры.


Характеристика научной и инновационной деятельности.

В университете создана инфраструктура сектора исследований и разработок, включающая свыше 150 научно-исследовательских и научно-производственных структур. В настоящее время наиболее динамично развиваются работы в сфере нефтяной, химической и горнодобывающей промышленности. Не менее важными являются наукоемкие исследования, выполняемые в интересах ведущих предприятий машиностроительного комплекса Перми и Пермской области. В качестве наиболее перспективных можно выделить разработки технологий новых порошковых композиционных материалов и наноматериалов, экономнолегированных сталей сверхвысокой прочности, диффузионных и плазменных покрытий, создание математических моделей для расчета и проектирования конструкций.

Чрезвычайно актуальными и востребованными являются исследования и технологические разработки в области экологии, охраны окружающей среды, промышленной безопасности, системы менеджмента качества.

В вузе сложились и действуют более 30 авторитетных и известных в России научных школ, в том числе по направлениям:
  • «Проблемы порошкового материаловедения» (академик РАН В.Н.Анциферов),
  • «Функционально-дифференциальные уравнения» (профессор Н.В.Азбелев),
  • «Механика грунтов и проблемы свайного фундаментостроения» (основатель школы – член-корреспондент РАН А.А.Бартоломей),
  • «Механика композиционных материалов и конструкций» (профессор Ю.В.Соколкин),
  • «Технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых» (член-корреспондент РАН А.Е.Красноштейн),
  • «Прогнозирование нефтегазоносности территорий» (профессор В.И.Галкин),
  • «Комплексное решение проблем охраны окружающей среды, использования отходов и вторичного сырья в промышленности» (профессор Я.И.Вайсман)
и другие признанные научные школы.

Университетом получены 8 лицензий на право ведения профессиональной деятельности по ряду направлений, являющихся приоритетными для выполнения НИР и НИОКР, технологических разработок и научно-технических услуг, и 16 свидетельств об аккредитации центров и лабораторий и сертификатов для предоставления научно-технические услуг по приоритетным направлениям деятельности университета.

Общий объем финансирования НИР университета за последние пять лет увеличился в 4 раза. Доля бюджетного финансирования составляет 20%, остальные 80% приходятся на внебюджетное финансирование прикладных работ и научно-технических услуг, что свидетельствует о практической направленности и инновационном характере исследований и разработок университета, востребованных на современном российском рынке научных, технологических и технических работ и услуг.

В 2006 году университетом выполнялись НИР по договорам с предприятиями на сумму более 330 млн. рублей. Вуз является владельцем 46 патентов РФ на изобретения.

В университете работает 15 советов по присуждению ученых степеней доктора и кандидата наук, в которых ежегодно защищается более 10 докторских и около 50 кандидатских диссертаций.

На базе университетского инновационного научно-образовательного комплекса создан региональный инновационный центр для координации и разработки организационных технологий формирования инфраструктуры инновационной деятельности в Пермском крае, подготовки и переподготовки кадров по инновационной деятельности. Сформирована региональная информационно-аналитическая сеть инновационной деятельности, решающая управленческие задачи в направлениях: маркетинг высоких технологий, управление инновационными проектами, коммерциализация интеллектуальной собственности. В Приволжском федеральном округе лидирующая роль ПГТУ подтверждена результатами Приволжской Ярмарки «Российским инновациям – российский капитал», где все гран-при получили проекты и экспонаты ПГТУ.

Стратегическими партерами университета являются предприятия горнодобывающей отрасли «Уралкалий» и «Сильвинит», нефтегазовой отрасли «Лукойл-Пермь», «Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез», «Сибур-Химпром», «ПермНИПИнефть», химической промышленности - «Метафракс», «Азот», «Березниковский содовый завод», «Минеральные удобрения», металлургии и машиностроении - «Мотовилихинские заводы», «Привод», «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», «Лысьвенский металлургический завод», аэрокосмической и оборонной отраслей «Авиадвигатель», «Пермский моторный завод», «Протон-ПМ», НПО «Искра», «Пермский пороховой завод», «Завод Машиностроитель», энергетики и жилищно-коммунального хозяйства «Камкабель», «Пермэнерго», «Российские коммунальные системы», «Новогор-Прикамье», информатики, связи и транспорта «Уралсвязьинформ», «Морион», «Пермавтодор» и многие другие крупные промышленные предприятия. Эффективно развивается сотрудничество с предприятиями строительной отрасли, объединенных в рамках Попечительского совета.

Университет установил постоянные партнерские отношения с крупнейшими холдинговыми компаниями «ЛУКОЙЛ», «ГАЗПРОМ», «ИНТЕРРОС».

Организационно-правовой основой для развития партнерских отношений с предприятиями и организациями различных форм собственности являются договоры и соглашения с университетом (приложение 3 к заявке) , всего таких договоров заключено более 50.

Предмет этих договоров и соглашений составляет сотрудничество сторон в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров, научной, инновационной и производственной деятельности.

На предприятиях созданы и успешно действуют 28 филиалов выпускающих кафедр, что позволяет повысить качество подготовки специалистов за счет использования научно-производственной базы и информационных ресурсов предприятий-партнеров. На базе выпускающих кафедр совместно с предприятиями (в основном, организациями малого и среднего бизнеса) создано 35 научно-производственных и инновационно-внедренческих подразделений.

В университете созданы и апробированы организационные структуры и новые эффективные механизмы управления деятельностью вуза. Внутривузовская система управления качеством включает в себя как базовые организационные элементы: Совет по качеству подготовки специалистов (один из 10 советов по направлениям деятельности университета) – коллегиальный орган, осуществляющий общее руководство, – и Центр управления качеством (структурное подразделение университета) в составе отделов мониторинга, методов и средств оценки качества образования, модульно-рейтинговых технологий, непосредственно обеспечивающий функционирование системы управления качеством.

Ученым советом университета разработаны и приняты целевые программы «Преподавательские кадры», «Повышение квалификации персонала», «Развитие информационной среды и информационно-коммуникационных технологий» и другие.

Официальный Web-сервер ПГТУ представляет собой единый информационный Web-портал, который состоит из Главного Web-сервера университета, разветвленной сети Web – серверов факультетов, кафедр, лабораторий, НИИ и других подразделений, а также тематических Web-серверов по отдельным сферам деятельности, связанных между собой многочисленными перекрестными ссылками и логическими связками.

Главный Web-сервер ПГТУ предназначен для размещения официальной информации, касающейся основных сфер деятельности университета, направленной как на внешнего, так и на внутреннего (университетского) пользователя, размещения новостей и информации о событиях в университете, организации круглых столов для обсуждения общеуниверситетских проблем, а также ссылок на другие Web-ресурсы университета. Сайт содержит информацию о реализуемых университетом образовательных программах высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, приоритетах стратегического развития, структуре подготовки специалистов, отчеты по научной деятельности и научно-исследовательской работе студентов, ежегодно обновляемые информационно-статистические данные об образовательной деятельности и вузе в целом, динамику изменения структуры доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств университета и роста заработной платы профессорско-преподавательского состава и других категорий работников.

Востребованность выпускников университета на рынке труда традиционно является устойчиво высокой. Пермский государственный технический университет занимает лидирующие позиции в рейтингах, составленных по результатам опросов работодателей о качестве выпускников вузов. Так, журнал «Деньги» издательского дома «Коммерсантъ» (№12, 2006г., с.52-54, приложение 3 к заявке) опубликовал рейтинг вузов по результатам опроса 300 крупнейших по капитализации российских компаний. При распределении мест в рейтинге, по данным журнала, «в первую очередь учитывалось количество компаний, назвавших соответствующий вуз среди наиболее авторитетных учебных заведений, чьих выпускников они хотели бы видеть своими сотрудниками».

Среди 100 ведущих вузов России, упомянутых в рейтинге, Пермский государственный технический университет занял общее 13 место, опередив многие известные вузы, и оказался на 4 месте среди 63 региональных вузов России (за исключением вузов Москвы и Санкт-Петербурга).

Этот факт получил подтверждение данными опроса работодателей (крупнейших российских компаний и предприятий), проведенного российским журналом «Прямые инвестиции» (№5, 20005г., с.22-30, приложение 3 к заявке). Из 284 вузов России, названных по результатам опроса 148 работодателей, в рейтинге «Самые престижные вузы России», составленном по числу голосов работодателей «всегда готовы брать выпускников», ПГТУ занял 7 место среди всех вузов России и 1 место среди региональных вузов (за исключением вузов Москвы).

В течение последних лет остается стабильной доля выпускников, трудоустроившихся по специальности по окончании вуза (около 80 %). Работа по трудоустройству на всех факультетах начинается на 3-4 курсах обучения студентов. С предприятиями, организациями и учреждениями заключаются трехсторонние договора о целевой подготовке студентов (вуз – предприятие – студент), подписываются трехсторонние протоколы о направлении будущих выпускников на работу в соответствии с договорами и соглашениями ПГТУ с предприятиями–партнерами, производится отбор кандидатов из числа студентов для обучения в соответствии с Положениями о целевой подготовке специалистов (приложение 3 к заявке). На некоторых факультетах доля студентов, охваченных такой формой содействия трудоустройству, составляет 95 %.

Все студенты обеспечиваются местами для прохождения учебных, производственных и преддипломных практик на предприятиях Перми и Пермского края. Значительная часть студентов горно-нефтяного, механико-технологического и автодорожного факультетов проходят практику и трудоустраиваются за пределами Пермского края.

Факультеты и выпускающие кафедры университета осуществляют послевузовское сопровождение профессиональной карьеры выпускников, участвуют в составе комиссий по аттестации молодых специалистов на предприятиях-партнерах.

Организационное сопровождение процесса трудоустройства выпускников выполняет отдел распределения университета. Положительный эффект создает и работа Межвузовского центра содействия трудоустройству и занятости студентов, созданного в университете.